Населенные пункты Туканского поселения
Тара
В этом году селу Тукан исполняется 135 лет. Туканское рудоуправление, туканская руда эти словосочетания в недавнем прошлом можно было услышать в районе, в республике. В состав Туканского рудоуправления входили Тарский, Комаровский, Ермотаевский, Западно-Майгашлинский карьеры. В этой публикации речь пойдёт о Таре.
Урал — железный пояс России. Зигазино-Комаровское месторождение бурого железняка одно из звеньев этого железного пояса. В начале 18-го века по царскому указу началось активное освоение уральских руд. Повсеместно поближе к месторождениям строились чугуноплавильные заводы. С пуском Зигазинского чугунолитейного завода в 1890 году потребность в железной руде и древесном угле с каждым годом возрастала. Одним из источников бурого железняка, с которого руду поставляли в Зигазу, стал Тарский рудник, открытый в 20-м веке.
У месторождений руды стали селиться рудокопы, образуя целые посёлки. В двадцатых годах прошлого столетия началось активное строительство жилья и на месте современной Тары. В результате появились четыре населённых пункта: посёлок Тара, станция Тара, деревня Кукашка, посёлок Западная Майгашля, что было, по сути, одним поселением. А в округе радиусом более пяти километров находились углевыжигательные печи с хуторами в 10–12 дворов углежогов и лесорубов: Тарские, Лапинские, Елисеевы, Бурулёвы, Гагаркины печи. У подножия горы Кукашка углежоги делали «кабаны» — поленницы дров закладывали дёрном и зажигали внутри. Эти сооружения, похожие на кабана, долгое время курились едким дымом, пока не затухали совсем. Мастера, который следил за технологическим процессом обжига, называли «куренным». В первую зиму, которую углежоги зимовали на Кукашенской поляне, из-за перемерзания источника воды возникла необходимость переселиться ниже по течению речки Кукашка, где из-под горы бьёт чистейшей родник. Переселенцы из Нижнего и Верхнего Авзяна здесь и построили деревню Кукашка в 35 дворов. Руководил возведением домов и строительством кирпичных углевыжигательных печей мастер-углежог Федосеевич (имя и фамилия утрачены). Зимой, примерно 1929 года, Федосеевич заболел и умер. А поскольку снега было много, и дороги до Авзяна не было, его похоронили на горе, у подножия которой расположилась деревня Кукашка. Теперь это кладбище села Тара. Судьбы людей, перебравшихся в Кукашку, были разные, но их объединяла возможность заработать и как-то прокормиться в тяжёлые годы. К 1921 году в километре от Кукашки на ровном
возвышенном плато у подножия горы Лиственная рудокопы отстроили целый посёлок избёнок и балаганов. Так появилась Тара. Речка с одноимённым названием Тара почти вкруговую омывает это плато, она берёт своё начало с родников горы Лиственная и даже в 40-градусные морозы не замерзает, является основным источником воды как для жителей, так и отличным водопоем для домашних и диких животных. В древности к водопою были звериные тропы, на которых устраивали засады не только хищники, но и охотники из башкирских племён.
Гора Лиственная — это уникальное природное образование. Её вершина находится в равностороннем треугольнике, образованном египетскими и тянь-шаньскими пирамидами. От каждой из которых, согласно древних атласов, 66 666 километров. Лиственная значится как гора трёх рек — Тары, Кургашли и Нугуша. Лиственницы, растущие на ней, – это памятники природы, т. к. возраст некоторых более 300 лет. Нет ни одного растения горнолесной зоны Башкортостана, которые бы не росли на склонах Лиственной. Лоси и маралы приходят сюда телиться, медведи устраивают берлоги на зиму, боровая птица выводит потомство.
Местность, где расположился посёлок Тара, была привлекательной из-за хорошей добычи, поэтому из-за неё враждовали башкирские баи. Так в 1957 году при строительстве новых домов на улице Береговой были обнаружены древние захоронения, представленные фрагментами сгнивших липовых лубков с человеческими останками. Можно предположить, что здесь хоронили погибших в жестокой схватке за эту местность. Пожилые башкиры рассказывали, что их деды вспоминали, как давно-давно была битва между двух племён, в результате которой предводители заключили мирный договор и стали считать эту территорию ничейной, пустой, или — тарой. Слухи не являются фактами, но захоронения имеются, что даёт нам право говорить о древнем заселении этого лесного «полуострова» под названием Тара.
Одновременно с увеличением добычи руды в верховье речки Тара построили две углевыжигательные печи ёмкостью по 40 кубометров каждая. Руководил строительством и работой печей Иван Чекунов. Они функционировали до 1946 года. Бесперебойную работу печей обслуживал гужевой транспорт в 150 голов лошадей. Основной контингент трудяг был из наёмных ближайших поселений. Во время войны на этих печах работали трудармейцы по военному призыву.
В начале двадцатых годов прошлого века по Поволжью, да и по всей стране был жесточайший голод. Много мужиков с семьями перебирались на Кукашку и Тару, где была работа. А богатые флора и фауна не давали умереть голодной смертью. Например, Кирилл Степанович Ефимов, бывший лоцман, который сопровождал караваны барж с чугуном по реке Белой до Мелеуза и дальше, перебрался в Тару из Нижнего Авзяна с женой и детьми Емельяном, Ильёй, Филиппом, Иваном и Марфой, где построили дом. Мужчины стали работать забойщиками на руднике. Кирилл Степанович был одним из рудознатцев, которые по особым приметам находили выходы на поверхность рудных пластов. Многие из этих примет проверены и временем, и практикой. Так и стали Ефимовы и их дети постоянными жителями нового посёлка Тара. Впоследствии в посёлке потомков семьи Ефимовых была целая улица.
В начале 30-х годов к Тарскому руднику от Тукана стали строить узкоколейную железную дорогу со станцией Тара, которую в народе назвали «Погрузка». Там были устроены эстакады для погрузки лесоматериала, дров, древесного угля, а на самом руднике построили бункер для погрузки товарной руды в специальные саморазгружающиеся вагоны, называемые хопперами. На станции Тара спецпереселенцы-плотники из спецпосёлка Ермотаево построили несколько добротных бараков для строителей железной дороги и рабочих погрузочно-разгрузочных работ. В бригаде путейцев там работал молодой красивый парень Степан Пугаев. Во время Великой Отечественной войны его мобилизовали. За уничтожение 700 фашистов пулеметчику Пугаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году Степан Александрович погиб. В честь Героя на станции Тукан была установлена мемориальная доска.
Тарский рудник — предприятие, которое поставляло железную руду и Белорецкому металлургическому заводу. На руднике были определены нормы выработки и время рабочей смены. Часов у рабочих не было. Бабушке Пелагее, жене Кирилла Степановича Ефимова, выдали часы-ходики, и повесили на столбе у дома чугунный блин, по которому она стучала молотом в час, когда горнякам нужно идти на работу. Гул от «блина» разносился на многие километры. Труд забойщиков был особо тяжёлым, чтобы нагрузить вагонетку грузоподъёмностью 1 тонна, нужно иметь достаточно много сил и сноровки. В течение смены забойщикам приходилось грузить около 25 вагонеток горной массы. Мозолистыми подушками покрывались руки и ноги забойщиков. Только пайка хлеба на работника и полпайки на каждого иждивенца стимулировало труд забойщиков. Многим забойщикам помогали взрослые дети. Во время войны выполнение норм было обязательным, многим приходили благодарственные письма за подписью Иосифа Сталина за труд, который приближал победу над фашистскими захватчикам. Георгий Александров, Иван Гущенский, Михаил Засов, Ефрем Крюков, Павел Хрусталёв, Пётр и Мартын Кудряшовы, Николай Быков, Филипп Емельянов, Фёдор и Павел Васючковы, Илья, Филипп, Иван Ефимовы и другие ковали долгожданную победу в забоях Тарского рудника и в дождь, и в мороз. Многим горнякам и лесорубам-углежогам давали бронь от призыва на фронт. Здесь, в тылу, на руднике и на печах они действительно своим трудом ковали броню победы.
В наше время как-то не укладывается в сознании, и мы не всегда представляем себе те времена, когда лапти были единственной обувью и в дождь, и в снег. А из одежды суконные поддёвки, сачки, чапаны, холщёвые штаны и рубахи, полушубки из полувыделанных овчин. Редко у кого имелись валенки или суконки. Чтобы одеть себя и семью, нужно было вырастить лён, коноплю, заготовить липовое лыко, мочало, соткать холст, связать, скатать шерстяную одежду. Основным продуктом питания была картошка, урожай которой был не всегда из-за сурового климата горнолесной зоны, где безморозный период равен 88 дням, а заморозки возможны в течение всех летних месяцев. Часто люди голодали из-за неурожая.
К началу Великой Отечественной войны в поселке образовались улицы, растянувшиеся с севера на юг и с запада на восток. Многих мужчин в расцвете сил война забрала, и не все вернулись с поля боя. Добрая сотня детей-сирот осталась без средств для жизни. Вдовы, имея на руках малолетних детей, не имели возможности работать полный рабочий день. Только близкие родственники — бабушки, дедушки — по мере сил помогали им. С малых лет ребятишки приучались к нелёгкому сельскому труду. Вернувшиеся с фронтов мужчины были немногословны. Ужасы, которые оказались незабываемыми, нельзя было описать словами. В этой нелёгкой скорбной послевоенной обстановке началась новая жизнь посёлка Тара. Полуголодные, полуодетые жители сплачивались в коллективы горняков, лесорубов, чтобы общим трудом обеспечить своё существование.
Комсомольцы посёлка поддержали мою идею сооружения памятника погибшим участникам Великой Отечественной войны. Осенью 1968 года на центральной улице посёлка был огорожен сквер, где и установили обелиск с надписью «Никто не забыт. Ничто не забыто». В День Победы там проходили торжественные митинги, звучал реквием Роберта Рождественского, слёзы на глазах появлялись у каждого. Тарская восьмилетняя школа взяла шефство над памятником. В 1998 году его обновили, обнесли чугунной оградой. Я весьма признателен начальнику Туканского карьера Юрию Николаевичу Калугину, когда по моей просьбе изыскали материал и смонтировали и памятник, и ограду. Благодарен также Петру Фёдоровичу Сафонову, Равилю Ахметвалеевичу Сулейманову, Салавату Зульфаровичу Якупову, которые вместе приняли активное участие в монтаже памятника.
Послевоенное восстановление народного хозяйства требовало металла. На Тарский рудник стали поставлять дизельные экскаваторы ёмкостью ковша 0,25 кубометра. По лесным дорогам пришли автомобили-самосвалы на базе ЗИС. От Майгашлинской теплоэлектростанции была построена ЛЭП. На руднике установили щековую дробилку, промывочную ёмкость — бутару, на грохоте сортировали руду по фракциям, скреперные лебёдки очищали рудный пласт. В связи с техническим вооружением в разы увеличились производительность труда и количество добытой руды, но сдерживала опасная глубина карьера. Встала задача: в короткий срок обучить рабочий персонал управлять горной техникой. В Тукане открыли ФЗО, и там молодёжь стала получать профессии и навыки управления техникой.
Со станции Тара беспрерывно отгружалась и отправлялась на завод в Белорецк продукция рудника, печей, леспромхоза. Из города же на станцию поступали грузы как технологические для производства, так и продовольственные. В 50-е годы через станцию Тара осуществлялось снабжение продовольствием и Бурзянского района, жители посёлка Тара, в основном женщины, по зимнику на своих лошадях доставляли продукты до деревни Бретяк. За это им давали мизерную плату в виде нескольких фунтов муки, которую в то время негде было взять.
Тара — село в Белорецком районе, относится к Туканскому сельсовету. Расположено на реке Тара. Основано в 20 е годы прошлого века на территории Тамьян-Катайского кантона как посёлок, с 2005 года – современный статус.
Из руды, добытой в месторождениях вблизи села, выплавляли металл для изготовления танковой брони, траков (звено гусеницы). Люди, пережив войну, холод, голод, работая на руднике и в леспромхозе, стали получать скромные, но стабильные средства для жизни. Молодёжь, образуя новые семьи, начинали строить свои дома, хотя для этого выделялось недостаточное количество леса. Посёлок Тара рос в то время на глазах. Летом, до сенокоса, жители собирались на «помощь», так называли скатывание новых домов. Были дни, когда ставили сразу по четыре сруба. Дружно, хором мужики кричали: раз, два, взяли, и брёвна ряд за рядом образовывали стены. Был обычай, когда поднимали «матки», сразу не могли их поднять, и помощники просили хозяина подмазать. Была работа и для женщин, они укладывали мох и пробивали пазы между брёвнами, помогали хозяйке накрывать столы из немудрёных блюд: щей, каши, окрошки, пирогов. Хозяин с удовольствием обносил всех стограммовой рюмкой самогона. И начинали литься на всё село песни радости и счастья.
Кроме работы на карьере, несколько местных жителей в летнее время трудились на сборе сосновой живицы. За околицей посёлка Тара, у соснового бора, Авзянским химлесхозом был построен барак под общежитие рабочих, там жили семьи из Авзяна. Они также занимались заготовкой смолы. Потом много авзянских девушек повыходили замуж за тарских парней и были хорошими жёнами.
В 60-70-е годы, в период бурной добычи руды, в селе Тара проживали 1200 человек. От коммутатора Тукана в школе, в ФАПе и на почте были установлены телефоны.
Снабжение жителей товарами первой необходимости и продуктами питания началось с выделения хлебных пайков, затем через отдел рабочего снабжения (ОРС) Туканского рудника. От ОРСа в Таре открылся магазин. Первыми продавцами были: Иван Тихонович Варфоламеев, Иван Михайлович Авдеев, Михаил Ермаков, более 30 лет работали в магазине Зифа и Абтулхай Исламовы, обслуживали покупателей Антонида Сафонова и Надежда Аверьянова. Продавцы в то время были уважаемыми людьми, так как имели доступ к дефицитному товару и его распределению.
Воспитание достойного поведения в семье и обществе закладывается и в школе. Примером для детей и их родителей являлись учителя Тарской школы. Первым преподавателем начальной школы был Михаил Игнатьевич Михеев, но с началом войны его призвали на фронт, где в 1941 году он погиб. В военные годы со школой была неопределённость. После войны учителями работали сёстры Полина Макаровна и Анастасия Макаровна Барменковы. Развитие горнорудного производства требовало рабочей силы. Много семей селились на Таре со своими детьми, которые и пополняли ряды школьников. Со временем открыли семилетнюю школу, она расположилась в бараке, который оставила геологоразведка. Директором был назначен Анатолий Григорьевич Лаврентьев, его жена Татьяна Павловна и Анна Сафоновна Гришанина преподавали ребятишкам русский язык и литературу. За время работы школы много учителей трудилось, чтобы дать детям хорошие знания. Кроме преподавания в школе, все наставники без исключения принимали активное участие в художественной самодеятельности в Тарском клубе. Школу в Таре закрыли в 1986 году.
Бывшие ученики с благодарностью вспоминают их. И за отсутствия учеников Тарскую школу в 1986 году закрыли. Педагогический коллектив был ярким примером образованности, культуры, уважительного отношения к каждому жителю села. Школа выпустила из своих стен достойных граждан нашей страны. Тарская школа навсегда останется в памяти её выпускников, так как лучшие счастливые годы они провели в школе, окружённые вниманием педагогов и заботой родителей. Все, без исключения, учителя были активными участниками художественной самодеятельности в Тарском клубе.
К культурному центру посёлка было особое, уважительное отношение. Старый барак, приспособленный для клуба, не вмещал всех желающих посмотреть кино, его доставляла кинопередвижка из Тукана. В клубе организовывали концерты, ставили спектакли. Теснота пробудила у молодёжи инициативу — построить новый просторный клуб. Опыт у жителей был богатый, так как каждая семья строили свои дома. Комсомолец Дмитрий Васючков возглавил молодёжную бригаду, которая срубила сруб для клуба. Затем было проведено много субботников и воскресников. И вот 7 ноября 1957 года новый просторный клуб встретил своих посетителей. Здесь постоянно проводились различные мероприятия, праздничные концерты, работали различные секции, была открыта библиотека. В летнее время на территории клуба было шумно и весело, команды играли в волейбол, а большое количество болельщиков криками и свистом стимулировали игроков к победе. Только с началом сенокосной поры посёлок как будто вымирал. Поздно вечером по дорогам гремели телеги, гудели мотоциклы — люди возвращались с сенокоса. Горнолесная зона не имеет хороших сенокосных угодий, поэтому заготовка сена довольно трудоёмкое дело. Но очаг культуры, руководимый сначала Николаем Степановичем Бардиным, а затем Николаем Ивановичем Бурулёвым, в вечернее время всегда светился огнями. Николай Иванович ещё и обязанности киномеханика исполнял. Последние годы работы клуба заведующим были я и моя жена Надежда Григорьевна. Хоть это и не скромно, но клуб оставался достойным культурным учреждением.
Первым фельдшером Тарского фельдшерско-акушерского пункта был Егор Тихонович Гришанин, бывший корабельный фельдшер. Его сменила фельдшер Антонида Сергеевна Столярова, участница Великой Отечественной войны, при выходе на пенсию она уступила место Надежде Григорьевне Васючковой, которая более 50 лет заведовала ФАПом, награждена медалью «Ветеран труда» и орденом «За гуманность и милосердие». За добросовестный труд жители Тары говорят много тёплых слов в адрес этих медработников. В 50-х годах в здании, где находился ФАП, открылось почтовое отделение. Всю работу выполнял один человек, в обязанности которого входило: доставка корреспонденции населению, приём и отправление большого количества посылок, писем, приём и передача телеграмм по телефону, обслуживание переговорный пункта. Через почту жители посёлка выписывали запчасти для мотоциклов, постельное бельё, канцелярские товары, краску для бытовых нужд и многое другое. Первым почтальоном была Екатерина Ивановна Вавилова. В разное время на почте работали Мария Балконова, Надежда Иршина, длительное время на заведующей была Роза Николаевна Елисеева. Почта закрылась в конце 80-х.
Станция Тара в 60-е годы была механизирована: установили подъёмный кран, разгрузочную лебёдку, разделочную эстакаду. До урочища Колюбар была построена автомобильная дорога. Но через некоторое время в результате интенсивной рубки заготовка древесины резко сократилась. Станция Тара прекратила своё существование, последний кто покинул станцию Тара, был Рашит Абдрахманов. Брошеной оказалась и деревня Кукашка, последними покинули её Феофановы. Опустела Западная Майгашля, последний житель бывший начальник карьера Сергей Иванович Шемякин. Некогда посёлок, а сейчас село Тара численно очень сократилось, так как нет работы, нет сотовой связи, нет интернета, нет нормальной дороги, нет продуктового снабжения.
Мужчины села Тара, работавшие на современной горной технике, были востребованы как высококвалифицированные специалисты. Тарцы работали, а сейчас работают их дети и внуки на многих ГОКах нашей страны. Дома, которые оставили когда-то горняки, скупили на слом и вывезли в близлежащие районы. Сейчас там осталось чуть больше 30 человек. С каким великим трудом эта территория была обжита нашими предками, а сейчас осталась невостребованной.
Почему прекратилась добыча руды на наших месторождениях? Объективных причин очень много, которые не требуют каких-то объяснений. Но требуется разъяснение: отчего и почему? В связи с поступлением новой горной техники возросла производительность труда и, как результат, увеличивался выпуск товарной руды, но железная дорога до Белорецка могла перевезти в сутки только 1000 тонн. В год, при хорошей работе БЖД, перевозилось около 350 000 тонн товарной руды. Излишки, которые хранились на складах, снижали производственные показатели. Самая главная беда, которая привела к закрытию горного и металлургического производства, это планирование без учёта технически проверенных методов и способов рудоподготовки на фабриках. Руда не промывалась, а наоборот обмазывалась глиной, гнались за количеством, заведомо зная, что будет брак. Обжиг руды, как один из старейших методов обогащения бурых железняков, широко использовался нашими предками- рудокопами. Они обжигали руду на дровах, делали пожёги. Они почему-то понимали, что из руды выгорают вредные примеси, а самое главное — уменьшается количество воды в минерале, чем и увеличивается количество железа. Если бы исправить методы промывки на фабриках: отмыв руду от глинистой обмазки, обжечь в современных обжиговых печах, то железная дорога везла бы на БМК 60 процентов железа и только 40 — глины. Но руководство БМК приняло простейшую экономическую модель, покупать окатыши за две тысячи километров и без особых проблем плавить чугун. Вот так закончилась горно-металлургическая эпопея Тары.
Евгений ИВАНОВ.
Евгений Ильич Иванов родился в Таре в 1950 году, В 1967 году его пригласили преподавать физкультуру и рисование в Тарскую школу, где Евгений Ильич занялся изучением истории родного края, выбрав тему «История железорудных разработок вокруг посёлка Тара». Затем была служба в армии, в погранвойсках на Дальнем Востоке. Вернувшись домой, устроился на Западно-Майгашлинский карьер сначала учеником помощника машиниста экскаватора, а после обучения в учебном комбинате чёрной металлургии Челябинска стал работать самостоятельно. За 33 года трудового стажа по заготовке руды трудился также и на Туканском руднике, и в Стойленском ГОКе (Старый Оскол). Выйдя на пенсию, продолжил заниматься краеведением, был депутатом в Таре, учил ребятишек резьбе по дереву. Сейчас Евгений Ильич живёт в Белорецке.
Школа поселка Тара
Статья Евгения Иванова «Чему нужно учить детей» в газете «Белорецкий рабочий» от 8 декабря 2023 года.
В Таре жили прекрасные люди (статья Евгения Иванова в газете «Белорецкий рабочий» от 27 октября 2023 года)
Случилось это 17 сентября 1971 года. На стареньком грузовом автомобиле «Урал», принадлежавшем автоколонне № 3 БМК, не оборудованном для перевозки людей, на Савельевскую поляну для уборки картофеля перевозили учеников Тарской школы с учительницей Анной Сафоновной Гришаниной.
Двигаясь от посёлка Западная Майгашля к карьеру, грузовик проехал небольшой мост, построенный через сливную канаву между водными дамбами, и стал подниматься к железнодорожному переезду. Из-за крутого подъёма водителю пришлось переключиться на низкую передачу, но что-то не сработало, да и тормоза оказались неисправными. Машина покатилась назад. В панике ученики Коля Селивёрстов и Сантимир Исмагилов попытались выпрыгнуть из кузова, но Анна Сафоновна бросилась к ребятам и стала удерживать их от этого шага. Дети визжали и кричали от страха. Учительница, еле держась на ногах, командовала, чтобы все упали на пол, под дощатые скамейки.
Машина, попав на мост только правой стороной, перевернулась вверх колёсами так, что капот и задний борт кузова плотно легли на берега водопропускного канала. Пространство под перевёрнутым «Уралом» и глубина канавы спасли детей. Они получили незначительные травмы и, конечно, стресс. Этот день стал вторым днем рождения для школьников. Если бы машина перевернулась на другую сторону, никто бы не выжил. Там глубина водоёма доходила до 20 метров.
Анна Сафоновна, вылетев из кузова, попала под задний борт автомобиля, который раздавил её, сломав позвоночник. Ученики самостоятельно, помогая друг другу, выбирались на берег. Помочь придавленной учительнице они ничем не могли. Несколько мальчишек, пришедшие в себя после аварии, побежали за помощью к карьеру, где в это время бригада экскаваторщиков монтировала новый экскаватор.
Услышав от детей, что случилось, мы, восемь мужчин, бросились к месту происшествия. Мгновенно оценив обстановку, подняли задний борт автомобиля и вытащили Анну Сафоновну. Открыв газал, она спросила: «Что с детьми? Они целы?» Периодически теряя сознание, Анна Сафоновна, приходя на мгновение в себя, всё спрашивала: «Как Колька с Сантимиром? А Люба с Надей?» О своём состоянии — ни слова…
Сегодня из той бригады экскаваторщиков остался я один, потому что был самым молодым. В мир иной ушли благородные люди, для которых всё человеческое было законом. Как не вспомнить добрым словом Александра Степановича Кондратьева, Алексея Кирилловича Горбатова, Николая Ивановича Дятлова, Дмитрия Даниловича Миронова, Илью Георгиевича Иванова, Павла Алексеевича Горбатова, Василия Тихоновича Плохова.
Серьёзные мужики были очень удручены случившимся. То один, то другой начинали с грустью рассказывать, что им выпала, если можно так сказать, честь общаться с Анной Сафоновной. Наверняка они разговаривали с ней о житейских ситуациях, о пустяках, но всем было приятно её общество.
Анну Сафоновну привезли в Туканскую участковую больницу, затем санитарной авиацией доставили в Уфу, в республиканскую больницу. Но и там помочь не смогли, через 18 дней её не стало. Закончилась жизнь прекрасной учительницы, соседки; для семьи — любимой мамы, дочери, сестры. А самое главное, что среди нас не стало замечательного человека. Эта была горькая утрата для всех жителей Тары. До сегодняшнего дня мы с глубокой скорбью вспоминаем годы, когда с нами был этот удивительный, самобытный педагог.
Анна Сафоновна родилась 8 августа 1926 года в семье Сафона и Анастасии Квашниных в селе Усень-Ивановское Белебеевского района. Их семья была зажиточной, за что и была репрессирована и отправлена в спецпосёлок Ермотаево Белорецкого района. С великим трудом Квашнины устраивали свой быт на голом месте. Кто пережил это, стараются не вспоминать.
Аня выросла, пошла в школу. С ранних лет помогала старшим по хозяйству. В семье на новом месте родились брат Анатолий и две сестры. Аня с любовью занималась с ними.
Великая Отечественная война стала очередным ударом для Квашниных. Она отняла у семьи отца. Сафон Титович погиб в марте 1945 года на территории Польши. Мама, Анастасия Климентьевна, работала в Ермотаевской школе уборщицей, получая небольшую зарплату, и на эти гроши поднимала детей. Аня училась прилежно и в конце войны смогла поступить в Уфимский пединститут. Окончив его, стала преподавать русский язык и литературу в Тарской школе. В 1948 году Анна вышла замуж за Михаила, сына фельдшера Тарского медпункта Егора Никифоровича Гришанина, чью семью тоже репрессировали, выслав из Белебеевского района в Ермотаево.
К тому времени в большом посёлке не было медработника, и Гришаниным по решению репрессивной комиссии разрешили поселиться в Таре. Михаил, мужчина небольшого роста, очень энергичный, рукастый, работал электриком на Тарском и Западно-Майгашлинском карьерах. Он был способным художником, но развивать свой талант в нашей глухомани не имел никакой возможности.
За короткий срок Гришанины построили свой дом, а это говорит о том, что в молодой семье были лад и взаимопонимание. А ещё Михаил был прекрасным охотником, и друзей среди охотников у него было много. Один из них, Георгий Васильевич Александров, рассказал случай, как они с Михаилом охотились в лесу. Подстреленный рябчик упал в густой кустарник, продираясь через него, охотники наткнулись на мёртвую девушку. Они её не знали. Подумав, решили никому ничего об этом не говорить, чтобы избежать вопросов и допросов.
Встретившись через несколько дней, один говорил другому, что покойница им снится, так что думать о страшной находке они не переставали. Случайно подслушав разговор, Анна Сафоновна сначала пристыдила мужчин, а затем вместе с ними поехала в милицию. Проявив характер, она заставила мужчин правдиво рассказать о случившемся. На мой взгляд, это сильный поступок для женщины. Кстати, милиционерам так и не удалось опознать тело и выяснить, откуда девушка там взялась.
В 1949 году у Гришаниных родился первенец, сына назвали Николаем. Конечно, с помощью родных, которые оказывали посильную помощь, семья крепла. В 1954 году родилась дочка Вера, а в 1959-м ещё один сын — Володя. Анна Сафоновна, выходя на работу после декретного отпуска, уже имела серьёзный авторитет в педагогическом коллективе Тарской школы.
В 1960 году неожиданно умер Михаил. Семья оказалась в трудном положении, но поддержка мамы Анны Сафоновны, которая была закалена жизнью, помогла им выстоять. Анна Сафоновна работала, растила детей. Скоро Коля получил повестку в армию, Вера с Вовкой подросли, стали хорошими помощниками. Так и жила бы семья Гришаниных, но наступил злосчастный 1971-й. Случилась авария, которая унесла жизнь мамы, сделала детей сиротами. Бабушка Настя забрала младших к себе.
Старший сын Николай унаследовал способности отца, стал художником. Его не стало совсем недавно. Сегодня дочь Вера живёт в Йошкар-Оле со своей дочкой Аней, названной в честь Анны Сафоновны. Аня выучилась на юриста, возглавляет компанию, работающую на рынке недвижимости в Республике Марий Эл. Володя тоже живёт в Йошкар-Оле.
С детских лет эта семья была мне близка, с каждым из ребят я общался до того, как они в 1972 году уехали из Тары. В моей памяти навсегда останутся вальсы «Амурские волны» и «На сопках Маньчжурии», которые на новогодних вечерах в Тарском клубе танцевала Анна Сафоновна в паре с заведующим клубом Николаем Ивановичем Бурулёвым. На баяне им аккомпанировал Василий Захарович Калугин. Да так, что нам казалось, будто речная амурская волна накатывала прямо к нам, на танцплощадку, а потом, шелестя донными камушками, спокойно откатывала в глубь реки. Движения танцующей пары плавно повторяли все нюансы музыки, и весь зал с замиранием следил за этим невероятно красивым действом.
В моей памяти Анна Сафоновна навсегда останется в платье с белым воротничком, спокойно ведущая уроки литературы, рассказывая о героях, с которых нужно брать пример. Хотя наша учительница сама была для учеников живым примером.
Эта трагедия вызвала большой резонанс, но в очередной раз управленцы с лёгкостью доказали свою невиновность, хотя выделили для перевозки детей неподходящий автомобиль. Была сломана судьба не только семьи Гришаниных, но и водителя, молодого парня, только что вернувшегося из армии и поступившего на работу в автоколонну. Он понёс уголовное наказание. Это стало моральным потрясением для него и всех родственников.
По счастливой случайности перевозки людей подобным транспортом оказывались не столь трагичными. Руководство автоколонны не только в этом случае игнорировало соблюдение требований безопасности к пассажирским перевозкам, это было привычным делом.
Только после длительных и настойчивых требований цехового комитета и профкома рудоуправления, который я тогда представлял, положение с автодорогами и специальным автотранспортом для перевозки людей и учеников улучшилось. БМК закупил специальные вахтовки, а рудоуправление обеспечило предрейсовый осмотр водителей.
В 1957 году Анатолий, брат Анны Сафоновны, окончил Туканскую среднюю школу с золотой медалью. Он стал первым медалистом школы, но чтобы продолжить его обучение, у семьи не было средств. Управляющий Туканским рудником Николай Григорьевич Шевченко, узнав об этой ситуации, дал Анатолию денег и сказал, что такие люди должны учиться. Толя без проблем поступил в вуз, стал военным. Встав на ноги, всегда помогал маме и сёстрам. Полковник Квашнин награждён орденом «Знак Почёта» и многими наградами, ведь только на Афганской войне он был восемь лет. Сейчас Анатолию Сафоновичу 85 лет. У него есть сын, дочь и пятеро внуков. Дети и внуки, получив высшее образование, занимают серьёзные должности.
ТЕЛЯТНИКОВ ИВАН ЕФИМОВИЧ — участник ВОВ
О нашем земляке, участнике ВОВ Телятникове Иване Ефимовиче пишет Евгений Иванов в статье «Плен невозможно забыть». Газета «Белорецкий рабочий» от 06 сентября 2023 года. Что мы знали об этом человеке? Всего-то коротенькая запись в Книге Памяти: «ТЕЛЯТНИКОВ ИВАН ЕФИМОВИЧ, 1921 г.р., уроженец с. Нижний Авзян. Призван на военную службу 20 марта 1941 года Белорецким РВК. Участвовал в ВОВ с 22.06.1941 по 28.08 1941 в составе 95 стрелкового полка, стрелок, рядовой, демобилизован в 1946 г. Время пребывания в действующей армии 2 мес. Проживал в п. Тара. Работал взрывником. Похоронен Белорецк». 2 месяца пребывания на войне, а на самом деле… Вот такова судьба!
Деревня Кукашка. В статье Евгения Иванова «Исчезнувшая деревня» рассказывается о деревне Кукашка, неподалеку от которой в свое время образовался поселок рудокопов Тара. Кукашка по административному устройству относилась к Зигазинскому сельсовету, но выходцы из нее в основном жили на Таре и близлежащих поселках Туканского поселения. Статья напечатана в газете «Белорецкий рабочий» от 18 августа 2023 года.
Майгашля
О рабочем посёлке Майгашля (полный вариант газетной статьи от 11 мая 2018 года «Белорецкий рабочий»)
В этом году горняцкому поселку Тукан исполняется 130 лет. С точки зрения мировой истории: каких-то 130 лет — это не возраст. Но этих лет хватило ему, поселку, зародиться, встать на ноги, заслужить славу и почет и в настоящее время жить, заглядывая с надеждой в будущее. Мы, живущие здесь, пытаемся сохранить историю и почет нашего поселка, память о людях, живших и работавших здесь. Немногие, даже в районе, знают, что за производством «Туканский рудник» стоял не только Тукан, но и поселки Ермотаево, Комарово, Тара, Майгашля, Западная Майгашля, Бзяк, которые вносили свою лепту в добычу туканской руды. И рассказ пойдет о поселке Майгашля. Собранный материал основан на воспоминаниях людей, имевших и имеющих то или иное отношение к поселку Майгашля. А это, одни из старейших людей нашего поселения Миронов Иван Егорович 1928 года рождения, Козлова Анастасия Мамонтьевна 1924 года рождения, Новокрещенский Виктор Степанович 1933 года рождения, а также Волкова (Сафонова) Надежда Петровна, Речкалова (Сафонова) Мария Федоровна и другие.
Рабочий поселок Майгашля назван по речке Майгашля, которая протекает в его окрестностях. Основан поселок в начале 30-х годов прошлого столетия в связи с началом строительства Тепловой электростанции (ТЭС). Необходимость строительства станции была обусловлена увеличением и расширением добычи руды. Место было выбрано не случайно: как бы в центре от близлежащих населенных пунктов, которые будущая ТЭС должна была обеспечивать электроэнергией (этим учитывалась экономия будущих электролиний), а также близость реки и железнодорожного пути. Место в пойме реки было очень болотистым, кстати это место является и самым холодным из всех близлежащих населенных пунктов (в зимнее время разница в температуре между Туканом и Майгашлей достигает 10 градусов). Освобождая место под строительство, вырубали лес, из которого строили бараки для рабочих и производственные здания. Для рабочих были построены два 4-квартирных и четыре 2-квартирных барака. Само здание ТЭС выстроили из дикого камня, соединенного известковым раствором, толщина стен составила один метр. В дальнейшем по мере увеличения мощностей к основному зданию ТЭС пристраивали производственные помещения. Миронов Иван Егорович вспоминает из детства: «Работали на изготовлении кирпича для строительства производственных зданий киргизы, а запомнились они из-за верблюдов, которые в нашей местности были диковинкой. Была вырыта большая по площади яма, в которой верблюды, ходя по кругу, перемешивали глину для кирпича. Рядом стояли печи для обжига и навесы для формовки и сушки кирпича. Глину брали рядом с поселком».
И вот в 1934 году ТЭС, выдав первую электроэнергию, вступила в эксплуатацию. Дата окончания строительства «1934 год» была высечена на фасаде здания ТЭС. Одними из первых в Белорецком районе (не считая сам город) производственные участки, дома и общественные здания близлежащих поселков засветились лампочками «Ильича». Конечно, в первую очередь ТЭС электроэнергией обеспечивало работу оборудования по добыче и обогащению руды Туканского и Тарского рудников: скреперов, подъемных механизмов, дробилок, транспортеров и т.д. Нужно учитывать, что были большие потери электроэнергии при её передаче. Населению же электрический ток подавали по часам: в вечернее время до часу ночи, чтобы рабочие успели прийти домой после второй смены. Ну, и этому люди были рады, ведь появление в домах электрического света давало возможность учиться, читать, заниматься рукоделием. Намного позже, уже после войны, в жилые дома всех посёлков подавали электроэнергию круглосуточно.
Первыми на электростанцию завезли две паровые машины: «Людиновский» мощностью 300 кВт (по названию завода «Людиновский тепловозостроительный» Калужской области) и немецкого производства «Вольф» мощностью 400 кВт. Паровые машины работали на дровах и каменном угле, если не хватало топлива, то в топку шло всё: выкорчеванные смоляные пни, строительный хлам. Вращение на генератор от паровых машин передавалось через шкив диаметром 4 метра и ременную передачу метровой ширины (ремни сшивали из бычьих шкур). В одной смене при работе на паровой машине были задействованы кочегар с углеподкидчиком, машинист с помощником, масленщица. Паровые машины требовали постоянной смазки маслами, эту нетрудоемкую работу доверяли молодым девчатам. Под помещением, где работали паровые машины, была проложена рельсовая дорога, по которой в вагонетках увозили шлак (отходы от топлива) на шлаковый отвал.
Время двигало прогресс. «Людиновский» котел впоследствии использовался для отопления помещений станции и проработал до полного закрытия ТЭС, до 1966 года.
Прогресс двигался вперед, увеличивались производственные мощности рудников, и поэтому нужно было увеличивать мощность и самой ТЭС. Во время войны привезли первый двигатель на дизельном топливе — тихоходный 8-цилиндровый мощностью 400 кВт. После войны ввели в эксплуатацию три бывших в употреблении дизельные электростанции передвижного типа, оборудованные на вагонах-платформах нормальной колеи мощностью 400 кВт каждая. В 1947 году в эксплуатацию поступил американский дизельный двигатель «Вортингтон» мощность 450 кВт (по имени американского инженера и изобретателя Вортингтона), чуть позже привезли второй «Вортингтон» из Запрудовки. В начале 50-х годов на станцию поступили новые дизельные установки «Революция» в количестве трех штук производства Горьковского завода также мощностью по 400 кВт. Для этого оборудования выстроили пристрой к основному зданию ТЭС. Также в работе электростанции использовался, как вспомогательный (запасной), корабельный дизель 11Д100 мощностью 1200 кВт. Как вспоминает Миронов Иван Егорович, был недостаток при работе этого дизеля – сильный шум и гуд, поэтому к нему было пристроено глушитель (который вынесли из основного здания в пристрой). Этот шумный дизель находился в одном помещении с паровыми машинами. О принципе работы ТЭС рассказал Новокрещенский Виктор Степанович, проработавший долгое время на станции слесарем, электриком, машинистом дизеля: «Паровые и дизельные машины крутили генераторы (каждая машина вращала свой генератор), электрический ток от которых поступал на трансформаторы. От трансформаторов через щитовую установку электроэнергия уходила потребителям. Трансформаторы более высокого напряжения снабжали производственные цеха и добывающую технику рудника, а трансформаторы более низкого напряжения — потребности населения». Электростанция работала круглосуточно, в три смены (с 7 часов утра, с 15 часов дня, с 23 часов ночи), начало и конец смены оповещал гудок парового котла. Вход на территорию электростанции был через проходную. Сама территория была огорожена высоким деревянным забором, так как станция являлась особо охраняемым объектом. По периметру территории были выстроены четыре смотровых вышки, в каждой смене работало по четыре охранника со сторожевыми собаками. Как вспоминают очевидцы, собаки были очень откормленными — с хорошего теленка. Ввиду того, что работа котлов и дизелей являлась взрывоопасной, при ТЭС имелась своя пожарная команда (три телеги с бочками, в каждой смене дежурило по три пожарных). Командовал пожарной командой Венедиктов Яков Гурьянович (Комарово).
Дизельное топливо хранилось в трех металлических емкостях объемом по 100 тонн каждая. При станции имелась своя слесарная мастерская (токарные, сверлильные и прочие станки), в которой изготовлялись запасные части для ремонта основного и вспомогательного оборудования. В пойме реки Майгашля был оборудован пруд для запаса воды (была поднята плотина со шлюзом). В пруду был вырыт и оборудован колодец, из которого тремя насосами вода подавалась на электростанцию для охлаждения паровых машин и дизелей. После этого использованную воду охлаждали в специальных емкостях, расположенных под полом и использовали повторно. Из емкостей воду подавали также насосами. Часть теплой воды использовали для нужд рабочих (мытья после рабочей смены в душевых). В отдельном здании располагались раскомандировка и красный уголок.
В разные годы начальником ТЭС работали Прозоров Федор Васильевич, Падолко Василий Иванович, Аверьянов Илья Абрамович, Гридневский Иван Васильевич. Механиком по паровым машинам Лисовский Михаил Иванович, механиком по дизелям Карманов Михаил Иванович. Хочется отметить, что на электростанции работали семейными династиями из рабочего поселка Майгашля: Армизоновы, Гаевы, Прозоровы, Васючковы, Зайнуллины и другие.
Например, семья Мироновых: отец Миронов Егор Михайлович работал кочегаром на паровой машине, его сыновья Иван Егорович и Дмитрий Егорович — машинистами дизеля, Федор Егорович – помощником машиниста дизеля. Семья Красавиных: отец Красавин Михаил Моисеевич (погиб в ВОВ) работал завхозом на станции, три его сына Иван, Николай и Петр работали на дизельных установках, жена Николая — Ирина Арсентьевна — дежурным электриком на щитовой. Кочетов Михаил Павлович (Комарово) долгое время работал машинистом паровой машины «Вольф», его сын Владимир Михайлович начинал работать кочегаром, затем работал дежурным электриком на щитовой. Три брата Зайнуллиных: Захар Бадретдинович – машинист дизеля, Фарит Бадретдинович – помощник машиниста дизеля, Закей Бадретдинович – электросварщик. Семья Соколовых: отец Соколов Никита шорничал в хомутной, его сын Евгений работал дизелистом.
О своей семье рассказывает Волкова Надежда Петровна: «Мой дед Сафонов Михаил Ильич работал в охране станции, папа – Сафонов Петр Михайлович после окончания ФЗО слесарем, а затем машинистом дизеля. Последняя запись в его трудовой книжке по работе на ТЭС датирована 1966 годом. Моя тетя — Сафонова Наталья Михайловна работала помощником машиниста дизеля. Тетя Таля, так мы её называли, боясь опоздать на работу, ставила будильник в ведро, чтобы звенел громче. Даже опоздание на работу строго наказывалось. Другая тетя — Сафонова Клавдия Михайловна работала масленщицей. К тому же тетя Таля шила нам платья и была первой стряпухой на весь посёлок».
Дисциплина на предприятии была жесткой, так как электростанцию образно называли «сердцем» всего процесса добычи и обогащения руды. Любой сбой в подачи электроэнергии мог сказаться на выполнении плана, поэтому работа требовала от людей ответственности. Вот такой случай рассказал Иван Егорович: « Работал я в ночную смену на дизельном котле «Вортинктон». Конец смены, устал и нечаянно задремал. Вижу во сне: подходят ко мне два милиционера, и требуют проверить приборы давления. Я очнулся, проверил – всё в порядке. Опять клонит в дрему. Заснул и вижу опять тот же сон: милиционеры, приборы… Очнулся, вижу: над машиной дым, подскочил — остановил работу дизеля. Чудом успел предотвратить взрыв. На следующий день производственная комиссия стала разбираться в причине аварийной ситуации. Оказалось, сломался масляный насос для смазки цилиндров, и прекратилась подача масла. Один цилиндр без смазки в ходе работы от трения накалился докрасна и задымил. Но, слава богу, всё обошлось. Это сновидение спасло меня если не от смерти, то от тюрьмы точно».
На электростанции работали в основном жители поселка Майгашля, но также и Комарово, Ермотаево, Тукан. Хватало работы и мужчинам, и женщинам, и молодым девчатам. Иван Егорович и Виктор Степанович вспоминают, что масленщицами работали Козлова Устинья, Баранова Агафья. На паровых машинах кочегарами работали Васючков Петр Спиридонович, Архипов Василий Терентьевич; машинистами Васильев Егор Кирсанович («Вольф»), Горбатов Петр Сергеевич. Машинистами дизеля долгое время работали Васючков Александр Петрович, Дятлов Иван Филиппович. Электриками работали Горбатов Дмитрий Иванович, Прозоров Владимир, Васючков Григорий, Тихообразов Алексей. Зеркин Степан Степанович слесарничал в мастерской. Дежурными электриками на щитовой работали в основном женщины: Горева Нина Андрияновна, Антипина Любовь, Васильева Нина, Кондратьева Мария. Работали женщины и в охране, это – Дятлова Наталья Федотовна, Ильичева Наталья. Долгое время уборщицей производственных помещений работала Галкина (Дятлова) Аграфена Филлиповна.
Платонова Надежда вспоминает о своих близких: «Мой дед Платонов Иван Максимович работал на конном дворе станции, я помню, как носила ему обед. Папа — Платонов Григорий Иванович работал электриком на ТЭС, затем слесарем в гараже. Тетя — Вера Платонова долгое время работала почтальонкой, разнося пенсии и прессу жителям Угольного, Майгашли, Комарово, Разъезда, Ермотаево. Позже эти же пункты я и сама обслуживала, поэтому помню всех жителей. А вот брат моего отца – Платонов Виктор Иванович стал военным погранслужбы, дослужился до звания полковника».
Из автобиографии Героя России Плотникова Дмитрия Павловича: «…В 1928-1930 годах я уже ходил в Туканскую школу, располагавшуюся в обычном жилом доме. Но поскольку в этих помещениях было невозможно тесно, занятия прекратились на полтора года, и отец меня устроил учеником слесаря на строящуюся Майгашлинскую электростанцию, где я проработал до сентября 1932 года…»
Железнодорожная ветка узкой колеи от «Вахмянинской» стрелки, которая находилась между разъездами «119 км (угольный)» и «120 км» Белорецкой железной дороги, выходила на территорию электростанции. По ней доставляли для работы станции: каменный уголь, дизельное топливо, оборудование, запчасти, а также продукты для населения. «Вахмянинской» стрелку назвали по фамилии стрелочника Вахмянина Александра, который жил тут же на стрелке с семьей. Впоследствии после закрытия ТЭС Вахмянины жили уже в самом поселке.
Школа начальных классов была открыта с начала основания поселка. В ней учились не только дети, но и взрослые. Рассказывает Козлова Анастасия Мамонтьевна: «Отец привез нашу семью на Майгашлю в 1935 году, станция уже работала. Пока обживались и обустраивались, я опоздала со своими сверстниками идти в первый класс. Для молодежи и взрослых женщин в школе был организован ликбез. ( Справка: ликбе́з — (ликвида́ция безгра́мотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР). Вот я мало-помалу и научилась писать и читать. Потом оказалось, что этого было мало: надо было бы ещё учиться, но нужно было работать ». Классы школы располагались в жилом четырехквартирном бараке, здесь же жили и учителя. Школа в Майгашле проработала до 1971 года. Первыми учителями для многих майгашлинцев стали Ильичева Ирина Николаевна, Ганжина Римма Михайловна, Миронова Вера Ефимовна, Рыбакова Антонина Петровна. Затем обучение в средних и старших классах продолжали в Тукане, куда до появления автотранспорта ходили пешком по железной дороге. До сих пор многие помнят каждую шпалу этого пути.
Вот что ещё вспоминает Волкова Надежда о жителях Майгашли: «А «форсили» мы, ребятишки, в фуфаечках от Марфы Шагибековой (так все её называли). Обшивала она и взрослых, и детей от рубашек до пальто. У Шагибековых была большая семья: Нуриман, Марьям, Фагима (Феня), Ася, Земфира, Фирдаус. В будущем Нуриман стал писателем, и долгое время работал в редакциях районных газет, а Феню мы больше знаем как Фагиму Исламову – нашу местную поэтессу. Полы во многих домах были устелены половиками, которые ткала Федорова Анастасия, а Карманов Михаил Иванович занимался пчелами. Старик Ягудин охотился (в основном ловил кротов). Жили они сначала в землянке, потом в небольшом домишке. Я до сих пор помню вкус чая, которым нас угощали в этом доме. Лес на дрова и постройки отпускал лесник Бочаров Алексей Васильевич».
В проходной ТЭС располагался медпункт. С благодарностью люди вспоминают фельдшера Бардину Полину (Комарово). На протяжении многих лет она оказывала медицинскую помощь жителям Майгашли и Комарово.
Магазин первоначально располагался также в проходной ТЭС. Позже в центре поселка выстроили отдельное здание под клуб и магазин. В магазине, расположенном в проходной ТЭС, долгое время работала Лисовская Елизавета (жена механика Михаила Лисовского). Для подвозки продуктов и хлеба из Тукана специально оборудовали ручную дрезину. Сами Лисовские жили в Тукане, и, добираясь до работы, подвозили на дрезине продукты для рабочих и населения. А как приводится в движение дрезина, вы, наверное представляете. Продавцами магазина работали Красавина Анна, Васючкова Анна, Дятлова Анна, но дольше всех Васючкова Валентина Степановна.
«С 1940 года кинопередвижка обслуживала население Майгашли, Комарово, Ермотаево» (из документальной хроники района А. Ткачева). Майгашлинский клуб обслуживала кинопередвижка из Тукана, так как своего оборудования не было. Киномеханика Серегина Василия из Тукана ждали с радостью и нетерпением, чтобы погрузится в волшебный мир кино. Кроме прогона кинофильмов в клубе работала и самодеятельность. Заметим, что не было ни заведующего клубом, ни организаторов кружков — работала только уборщица. Учителя, школьники, доморощенные артисты сами организовывали концерты к праздникам, новогодние утренники для детей, ставили пьесы. На сцене в разное время выступали Армизонов Андрей (гармонист), Сафонова Клавдия, Зайнуллин Фарит, Дятлова Елена, Козлов Григорий, Красавин Геннадий, Васючкова Надя, Дятлов Валерий, Горбатов Геннадий и др. И, конечно же, каждый выходной в клубе были танцы.
Многие майгашлинцы работали на железнодорожном разъезде «угольный», от которого одна ветка уходила на Тару, другая на Зигазу. Разъезд «119 км Белорецкой железной дороги» в народе назвали «угольный», это место до сих пор так и называют. А назвали его так потому, что здесь осуществлялась погрузка древесного угля в вагоны для отправки на Белорецкую домну. Доставляли уголь с Зигазинских углевыжигательных печей на лошадях и на газо-генераторных машинах (полуторках). Со специально построенной вдоль тупика эстакады производилась погрузка угля в грузовые вагоны без крыш. Рассказывает Козлова Анастасия Мамонтьевна: « Мой отец Симонов Мамонтий Михайлович работал углевозом: возил уголь на лошадях в больших коробах из Зигазы на «угольный». А мы, молодые девчата, в свободное от основной работы время, бегали разгружать уголь». На «угольном» для железнодорожников и рабочих погрузки угля были построены барак и два дома, ближе к реке общественная баня (погрузка угля была очень грязной работой). С вводом в эксплуатацию ветки до Зигазы, надобность в перегрузке угля отпала (уголь стали грузить в вагоны в самой Зигазе). В районе «угольного» между речкой Майгашля и железнодорожным путем находился общественный огород от Туканского ФЗО, где «фэзэошники» сажали картошку и овощи для своей столовой. На «угольном» жили семьи: Мальковы, Ефремовы, Антипины, Санышевы и др. В 1973 году последним снесли барак, который перекатали и поставили в Тукане по улице Гагарина, 24.
Немного об Анастасии Мамонтьевне. Начала работать она в ОКСе (Отдел капитального строительства от БМК): поправляли насыпь и полотно железнодорожной ветки Тукан-Тара. Потом в начале сороковых годов строили железнодорожный путь Угольный-Зигаза: окювечивали и поднимали насыпь под полотно, укладывали шпалы и рельсы. В это время как раз началась война, мужчин забрали на фронт, так что на женские плечи легло много забот. Строительство ветки до Зигазы закончили в 1942 году. К стати, за счет окювечивания и поднятия железнодорожной насыпи осушились болота в окрестностях поселка по пойме речки Майгашля , что позволило жителям расширить луговые и пахотные огороды. После замужества Анастасия Мамонтьевна до пенсии работала уборщицей в школе. Муж Анастасии Мамонтьевны — Козлов Иван Минович работал на Туканском руднике коногоном, затем в пожарной команде при ТЭС.
Нельзя не вспомнить майгашлинцев — участников ВОВ Дятлова Ивана Филлиповича, Васючкова Михаила Ивановича, Рыбакова Михаила Прокопьевича, Агеева Петра Васильевича, Зеркина Степана Степановича.
Многие, кто работали на ТЭС, закончили Туканское ФЗО. В то время производственному обучению и профориентации уделялось большое внимание. Для старшеклассников Туканской школы выделялся один день в неделю для производственной практики, которую проходили по всем цехам рудоуправления, в том числе и на ТЭС. Для школьников организовывали экскурсии. Волкова Надежда Петровна вспоминает: « 1965 год, я училась в 9 классе в Тукане. И вот наш класс привели на экскурсию, на электростанцию. Нам показали, как работают машины и вырабатывается электрический ток. Там всё гудело и грохотало. Я гордилась тем, что мой папа и мои родственники работают здесь, и я сама живу в этом поселке».
За всё время работы ТЭС снабжала электроэнергией производственные цеха Тарского, Туканского и Западно-Майгашлинского рудников и население поселков Майгашля, Тукан, Тара, Западная Майгашля, Комарово, Ермотаево, Бзяк. К концу 50-х годов на рудниках появились более мощные (энергоемкие) экскаваторы и бурильная техника, увеличилась мощность обогатительных фабрик и всего производства, в связи с этим мощности ТЭС стало не хватать. И поэтому была введена в эксплуатацию высоковольтная линия электропередачи Белорецк- Тукан. Старые электролинии присоединили к новой электроподстанции, которую построили в Тукане. Майгашлинская теплоэлектростанция в полную мощность проработала до 1960 года, затем она уже обслуживала частично потребление населения. Несколько лет ушло на демонтаж оборудования и окончательно станцию закрыли в 1966 году. Зданию было определено служить дальше. А что стало с людьми, работавшими на ТЭС? Некоторые машинисты дизелей ушли работать на железную дорогу и рудники, электриков определили в Туканские электросети, многие переучившись, нашли работу в Автоколонне № 3.
В освободившихся помещениях бывшей ТЭС осенью 1966 расположилась Автоколонна № 3 автотранспортного цеха БМК (гараж). Организацией и оснащением нового производства руководил Кокачев Иван Николаевич (Комарово). Вся техника на колесах и гусеницах с двух рудников (Туканского и Западно-Майгашлинского) была собрана в одном месте. На вывозке горной массы работали КраЗы и ЯАЗы. В 1969 году первых три БелАЗа 27-тонника определили на вывозку горной массы на Западно-Майгашлинский рудник. На Туканский рудник первые БелАЗы пришли в 1970 году. В восьмидесятые годы автоколонна пополнилась БелАЗами грузоподъемностью в 40 тонн. В эти же годы гараж насчитывал свыше 50 единиц техники, 23 из которых – БелАЗы. Техника была разная: бензовозы, автобусы, вахтовки на базе «УРАЛа», хлебовозка, специально оборудованная машина для перевозки газа и кислорода в баллонах, трактора, бульдозера. Штат автоколонны насчитывал 136 человек, многие из которых были майгашлинцы. Слесарная мастерская бывшей ТЭС послужила основой для ремонтной базы гаража. Слесаря проводили ремонтные работы разной сложности: переборка двигателей, коробок передач, мостов и других агрегатов. В 80-х годах слесарную мастерскую оборудовали новыми пневматическим молотом для ковки деталей, токарным и сверлильным станками. Также в эти годы провели реконструкцию помещений, которой руководил Ульданов Самигулла Акбарович. При реконструкции зданий определили место под бытовки для рабочих на 60 мест, новые душевые, столовую, овощехранилище, медпункт. В разное время автоколонной руководили Кокачев Иван Николаевич, Новокрещенский Юрий Степанович, Засов Александр Николаевич, долгое время (с 1978 по 1997) Гущенский Петр Иванович, Дураков Сергей Николаевич. В 2004 году в связи с прекращением добычи руды прекратила свою работу и автоколонна.
Но и на этом не была поставлена точка: здание и территория бывшей ТЭС до сих пор в эксплуатации. С 2008 года здесь работает угольное производство по выжигу древесного угля «ИП Урванцев».
В Майгашле было всего две улицы Рабочая и Некрасова. Численность населения по данным Всероссийских переписей составляла на 1989 год — 58 человек, на 2002 год – 36 человек, на 2010 – 15 человек. Своего кладбища у поселка не было, большинство майгашлинцев захоронены на Туканском кладбище.
Живёт Майгашля и сейчас, теперь она имеет статус деревни, но нам привычней называть её поселком. Живущих здесь мало. Старожилами Майгашли можно назвать Зайнуллину Асию Салаховну, Козлову Надежду Ивановну, Зайнуллина Радика Зульфаровича, которым хочется пожелать здоровья и долголетия.
Многих людей, указанных в этом рассказе уже нет в живых, но они в памяти родных, знакомых, односельчан. Вот строки из стихотворения Санышева Альберта – уроженца Майгашли:
…В моей памяти часто всплывают,
Лица родных, голоса, имена.
Всем тем, кто жили и проживают
В Майгашле — любви на все времена.
Слышу звуки отца гармони,
Голос мамы, зовущий домой,
Вижу детство, как на ладони,
В моих снах, все кто умер — живой.
Уверена, что для многих этот исторический экскурс стал открытием ещё одной страницы в истории района. Новокрещенский Виктор Степанович рассказывает: «Будучи уже на пенсии, пришлось мне обратиться в пенсионный фонд. В разговоре работники фонда спросили о том, где я работал. Я стал перечислять, и указал ТЭС, относящуюся к Туканскому рудоуправлению. Меня чуть ли не подняли на смех – какая ТЭС в Тукане. Я им сказал: «Родились вы, девчата поздно, многого не знаете».
В сельской местности нередко бытует неправильный взгляд на свои истоки: какая может быть история в нашем сером захолустье, где нет ничего интересного, большого. Прошлое может быть только у крупных городов с их достопримечательностями. Подобные взгляды – большое заблуждение. Везде, где живут люди, есть своя история и свои герои.
За историей рабочего поселка Майгашля стоят люди – простые работяги. Знайте, помните и гордитесь историей своей семьи, историей родного поселка или деревни. Нам есть, чем гордиться! И у наших внуков и правнуков будет своя история, корни которой берут свое начало, в том числе и в Майгашле.
Автор: Марина Аверьянова, май 2018.
Комментарии после выхода материала:
В 1932 году Попов Федор Андреевич — дед Аксеновой (Юрочкиной) Надежды Ивановны работал конюхом на ТЭС. В лесу конь напоролся на пень в снегу. Пни были высокие, так как срубали деревья топором. От разрыва сердца Попов Федор умер (слишком строго тогда спрашивали за ущерб государству). Он отец орденоносца Попова Петра Федоровича — Орден Трудового Красного знамени.
Очень интересно. Мой дед Кудряшов Никита Лаврентьевич всю войну проработал на Майгашлинской электростанции.Имел награды за труд во время войны. Майгашлинские семьи с фамилиями Мироновы, Соколовы,Зеркины, Евстифеевы- двоюродники моей мамы Кудряшовой Тамары Никитичны.Зеркин Степан Степанович- участник войны, тоже работал на электростанции. В доме моей бабушки Кудряшовой Варвары Демьяновны проживали командированные инженеры, приезжающие для обслуживания электростанции.
Мой папа Горбатов Александр Евдокимович работал электросварщиком при строительстве электростанции. Прочитав статью, мама рассказала, что в это время были уже женаты, а это после с 1954 года он протягивал линии ЛЭП.
Западная Майгашля
В Западной Майгашле добывали руду (Статья, газета «Белорецкий рабочий, 30 июня 2023 года)
Западная Майгашля — деревня в Белорецком районе, с 2005 года имеет современный статус. Не стоит путать этот населённый пункт с Майгашлёй, это абсолютно разные поселения, хотя оба находятся на территории Туканского сельсовета.
Послевоенная экономика СССР планово развивалась, и необходимость в металлургическом прокате резко возросла. Предприятия требовали увеличения поставок рудного сырья. Белорецкий металлургический комбинат, имея прекрасную рудную сырьевую базу, имел возможность перейти на сталепроволочное производство, необходимое для обеспечения сырьём завода № 706 и чугунным литьём, и стальным прокатом машиностроения страны.
Западно-Майгашлинское месторождение было известно давно. В южной части, где рудный пласт поднимался над поверхностью земли более чем на 20 метров, но плотная порода была недоступна без буровзрывных работ. Ручными перфораторами от стационарного компрессора, установленного под открытым небом, бурили шпуры (отверстия), заряжали аммонитом и взрывали. Эти работы велись круглые сутки. В ночное время карьер освещался при помощи костров из заранее заготовленных дров. Экскаваторы, которыми грузили руду, были практически самодельными. На самосвалах сырьё перевозили на Тарскую фабрику.
К 1950 году управлением БМК с районным отделом компартии было принято решение построить посёлок для горняков из быстровозводимых срубов бревенчатого типа и начать добычу бурого железняка на Западно-Майгашлинском месторождении.
С 1954 года Западно-Майгашлинский рудник по добыче руды являлся структурным подразделением Туканского рудоуправления (запись из справки по работе ТРУ).
В 1954 году Западно-Майгашлинский карьер вошёл в состав Туканского рудоуправления. Параллельно с началом работ на месторождении был организован отдел капитального строительства (ОКС).
Рабочие из Тукана, Майгашли, Ермотаево, Комарово, Тары, Кукашки плечом к плечу трудились как в забое, так и на строительстве объектов рудника и посёлка. Строительство велось в сжатые сроки, нарушалась техника безопасности, что вело к травмам, были и трагические случаи. Но энтузиазм тружеников, которые создавали для себя новую жизнь, был высок. Возводились и дома, целая улица новеньких многоквартирных деревянных бараков выросла всего за два года. От 172–го километра БЖД построили железнодорожную ветку к промывочной фабрике Западно-Майгашлинского рудника. Была проложена железнодорожная внутрикарьерная линия узкой колеи. Паровозы были основным транспортным средством при перевозке горнорудной массы. Руководил процессом горный инженер, участник Великой Отечественной войны Михаил Васильевич Орлов, он одним из первых поселился с семьёй в новом доме нового посёлка. Директором Туканского рудоуправления в то время был Николай Григорьевич Шевченко. Он имел большой опыт в горном деле, как руководитель строящегося предприятия сумел организовать все звенья производства так, что одновременно добывали руду и строили необходимые объекты. К 1955 году в Западной Майгашле построили производственные здания: раскомандировка с рабочей столовой, механический цех, электроцех, железнодорожное депо для паровозов, гараж для автотранспорта. Заработала дробильно-промывочная обогатительная фабрика производственной мощностью в 650 тонн горнорудной массы в сутки. Начальником депо стал Иван Андреевич Горбатов, механическую службу возглавил Виктор Михайлович Зеркин, электрослужбу – Константин Филиппович Селивёрстов, бригаду путейцев – Галим Хафизов, снабженцем и заведующим конным двором был Иван Мартынович Кудряшов, заведующим гаражом – Иван Егорович Титов. На смену первым руководителям приходили молодые специалисты, такие как Виктор и Валентин Дубровские, Николай Калугин, Виктор Заика, Александр Машков, Геннадий Алексеевич Афанасьев, Сергей Иванович Шемякин.
После окончания средних и высших учебных через карьер Западной Майгашли прошли десятка три будущих горняков, которые получили практические навыки своей профессии. Многие горняки на Западно-Майгашлинского карьера были ударниками коммунистического труда, а Р.Х. Хайретдинов занесён в Книгу почёта Туканского рудоуправления, где сказано, что Равиль Хисамутдинович лучший бурильщик на Западно-Майгашлинском руднике, работает в Туканском рудоуправлении с 1954 г. Ударник коммунистического труда. Выполнение нормы выработки за 1975 год на 117,2 %.
Когда-то на руднике экскаваторщиком работал и я, а мой отец — Илья Георгиевич Иванов — был электриком, в Туканском рудоуправлении трудился с марта 1947 года, отмечен как отличник производства в 1968 году, ударник коммунистического труда и лучший по профессии — в 1982 году.
На Западно-Майгашлинском руднике в основном работали люди с рабочих поселков Тары, Комарова, Ермотаева и самого Западная Майгашля.
Постепенно на рудник пришла техника: узкоколейные паровозы, автомобили-самосвалы, экскаваторы, ударно-канатные буровые станки, компрессоры, скреперы. Были построены склады для взрывчатых материалов, конный двор, отсыпали две дамбы для воды и хвостов. Рукотворный пруд сохранился до сих пор, вода из которого поступала через насосную установку на промывочную фабрику. В дальнейшем для промывки руды брали воду с отстойника.
С развитием карьера рос и посёлок, от ОРСа БМК открыли магазин, где в разное время работали Анна Максимова, Екатерина Калугина, Мария Жерякова, Земфира Исламова, Рамиля Суяргулова. Начала работать начальная школа, где учителями трудились Леонид Антонович Захаров, Людмила Аверьянова, Гузель Аргынбаева, Валима Яныбаева. В это же время был организован Красный уголок, где два раза в неделю демонстрировали художественные фильмы узкоплёночным аппаратом «Украина». Продукты и кинобанки доставлялись из Тукана вахтовками ТРУ. Специальная машина (мы называли — хлебовозка) пять раз в неделю доставляла хлеб по всем рабочим поселкам и почту до посёлка Тара, оттуда почтальоны забирали корреспонденцию и разносили жителям Западная Майгашля. Водозаборная скважина, оборудованная самодельным насосом, обеспечивала посёлок и карьер питьевой водой. Недалеко от скважины была построена общественная баня, работала она по графику, составленному жителями, которые обслуживали её сами. Общественный контроль был добровольный и давал положительный результат в плане чистоты и гигиены. Телефонная связь работала через коммутатор Тукана, аппараты были установлены на квартирах начальника карьера и механика. На автобусе «Кавзик», кроме доставки рабочих на карьер, возили учеников, начиная с 5-го класса, в Тарскую восьмилетнюю школу и обратно. Расстояние примерно 5километров. После окончания школы ребята поступали в техникумы и институты. Горняки, желающие получить 8-летнее образование, учились в Тарской вечерней школе.
В посёлке был открыт медпункт, но работал он недолго, после отъезда медсестры его закрыли. Культурная жизнь не обошла Западную Майгашлю стороной. Активными участниками художественной самодеятельности были многие жители посёлка, как взрослые, так и дети.
Практически в каждой семье в посёлке держали корову, овец, были и лошади в некоторых хозяйствах. И, конечно, сажали картофель, да по несколько участков, десятками соток. Вот только погода, бывало, подводила. А какие вокруг Западной ягодные и грибные места! Землянику и чернику люди с близлежащих поселков собирали ведрами, всем хватало – только не ленись.
Никто не предполагал, что это всё рухнет. Через несколько десятков лет исчезнет рабочий поселок Западная Майгашля, который ОКС отстроил для рабочих и ИТР. С 1950-го по 1980 год БМК работал практически целиком на очень качественной руде с Туканского и Западно-Майгашлинского месторождений. На эту руду был большой спрос и на рынке металлов. Существовал даже патент на производство особой стали марки «БП-1» (белорецкая первородная). В состав Западно-Майгашлинского рудника в разное время входили карьеры по добычи руды Западная Майгашля (центральный), с 1972 года Туссаган (нижний), с 1980 года Тара. Внутрикарьерный железнодорожный транспорт на Западно-Майгашлинском карьере закрыли в 1964 году. Было большое сокращение рабочих мест, что привело к оттоку населения в другие места.
Карьер Туссаган закрыт в 1990 году, Тарский до 1991года работал. Официальная версия закрытия Западных карьеров «ввиду отставания вскрышных работ» (1996 год).
И теперь на месте капитальных сооружений изрытая «археологами» местность. Опустела Западная Майгашля, последним, кто покинул её, бывший начальник карьера Шемякин Сергей Иванович. Память о Западно-Майгашлинском карьере уходит из жизни вместе с бывшими работниками.
В настоящее время посмотреть виды затопленных карьеров с красивой голубой водой, окинуть просторы Уральских гор приезжают туристы. Обогатительная фабрика находилась на высоком месте, с которого открывается прекрасный обзор местности. На многие километры видятся горы, поросшие лесом. Красота! На это стоит взглянуть!
Автор Евгений ИВАНОВ.
Туссаганский карьер
Туссаганский карьер один из карьеров Западно-Майгашлинской зоны месторождений железной руды. Статья «Так работали 50 лет назад» о работе Туссаганского карьера в газете «Белорецкий рабочий» от 09 февраля 2024 года. Автор Евгений Ильич Иванов.
Комментарии после выхода статьи:
Мой папа тоже всю жизнь проработал на горнорудном производстве. Начинал 15-летним мальчишкой грузить вагонетки в Комарово, потом в а/к №3 БМК, а потом на Западно-Майгашлинском руднике. Оттуда и на пенсию вышел. Спасибо тем, кто помнит его. Да и брат Виктор на БеЛАЗе там работал. Помню как начинали разработку Туссуганского карьера. (Татьяна Кокачева).
Мой отец работал на этих рудниках. Он всегда вспоминает о тяжелой работе горняка. Ему сейчас 96 лет. (Ринат Фазлутдинов)
Комарово
Историческая справка. Выдержки из Исторического очерка Тамьян-Катайского кантона на 1927 год: «Комаровское общество было названо по фамилии купца Комарова, который выкупил часть этой местности у башкир Гирей-Кипчатской волости по 1 рубль за десятину в 1860 году. (стр 18).
Часть Инзерского заводского места с 1887 года принадлежала Николаю Дмитриевичу Селезневу, который распродал её 15506 дес. Сазонову (Зигазинский завод), в 1890 году наследникам Бенардаки 3881 дес. (Суранский или Ахмеровский участок). В 1896 году вся Селезневская дача была передана Урало-волжскому металлургическому обществу, которое от наследников Бенардаки приобрело и Суранский и Ахмеровский участки. В 1900 году все эти участки под общим названием Селезневская дача перешли к Обществу Комаровских железнорудных месторождений и Южно-Уральских горных заводов. (стр 18).
В 1899-1900 были обследованы Комаровские месторождения французскими геологами ( Стр 36)».
Из чего следует что одно из месторождений Зигазино-Комаровской группы месторождений названо по фамилии купца Комарова, соответственно впоследствии и населенный пункт.
Административные справки с указанием «Комарово»:
1925 год: Рудник Комаровский Катайской волости, учтено 16 хозяйств.
1933 год: Расстояние от Туканский (в км): до Комаровский – 6, Ермотаевский -6, Тарский — 12, станция Бзяк – 8, Деревня Бзяк-Ахмерово – 7.
На 1 июня 1940 года: Туканский рабочий поселковый совет в составе: поселки Ермотаевский, разъезд Комарово, рудника Комарово, Майгашля, разъезд Майгашля, угольного склада Майгашля, Тара и рабочий поселок Тукан (центр поссовета)
На 1 января 1952 года: По Туканскому поссовету: разъезд Комарова в данное время не существует с ликвидацией последнего.
По данным переписи населения СССР на 17 января 1939 года зафиксировано «Рудник Комарово: мужчин — 139, женщин — 179, всего — 318 человек. Разъезд Комарово Ершова: мужчин — 9, женщин — 8, всего — 17 человек».
На 1970 года зафиксировано «Поселок Комарово: мужчин — 97, женщин — 109, всего — 206 человек».
1979 — всего 114 человек. 1989 — всего 54 человека.
На 9 октября 2002 года: мужчин — 15, женщин — 121, всего — 36 человек.
На 14 октября 2010 года: мужчин — 4, женщин — 6, всего — 10 человек
Данные на 2024 год — Комарово (русский: Комарово) — сельский населенный пункт (деревня) в Туканском сельсовете Белорецкого района Башкортостана, Россия. Комарово расположено в 86 км к юго-западу от Белорецка (административного центра района) по автодороге. В деревне 4 улицы – Горная, Ленина, Пушкина, Радищева. Прописано 17 человек, фактически проживает 4 человека.
Разработка Комаровского месторождения (три карьера (№4,7, …), несколько зарезок) началась примерно в 1914-16 годах. Руду добывали ручным способом сезонно, доставляли на Зигазинский завод гужевым транспортом на санях. В 1929 году от Тукана проложили железнодорожные ветки до Ермотаевского и Комаровского месторождений (общая протяженность 9 км). Комаровские карьеры находились неподалеку от железнодорожного полотна, построили тупик для погрузки руды в вагоны. Из карьеров руду подвозили в вагонетках коногоны. Когда закрылся Зигазинский завод, руду полностью отправляли на Белорецкий завод. При руднике работал конный двор, пожарка (пожарный пруд свидетельствует об этом). В 1949 -50 годах Комаровский рудник закрыли ввиду нецелесообразности добычи руды механизмами. Жители поселка потом работали в основном в Майгашле и на Западно-Майгашлинском руднике.
В рабочем поселке Комарово памятник участником ВОВ был установлен в 1974 году по улице Горной на возвышении справа от главной дороги. На памятнике надпись «Памяти погибших воинов в войне 1941-1945 г.г.» и список погибших на фронтах земляков. По данным Книги памяти с фронтов войны не вернулось 25 жителей Комарово, 23 фамилии выбиты на памятнике. Инициатором и организатором установки памятника выступил участник ВОВ, житель Комарова Кокачев Александр Васильевич, работал диспетчером в автоколонне. В настоящее время шефствует над памятником Туканская участковая больница.
Фамилии участников ВОВ погибших на фронтах, жителей Комарово
1 Аверьянов Михаил Петрович
2 Аверьянов Михаил Семенович
3 Аверьянов Николай Петрович
4 Антипин Григорий Егорович
5 Васильев Николай Евстафьевич
6 Васючков Николай Никифорович
7 Евстигнеев Дмитрий Петрович
8 Евстигнеев Игнатий Филиппович
9 Заварихин Николай Спиридонович
10 Калашников Пётр Андреевич
11 Калмыков Егор Сидорович
12 Каретников Иван Романович
13 Кондратьев Григорий Федотович
14 Кильдишев Алексей Иванович
15 Куликов Александр Петрович
16 Михайлов Дмитрий Иванович
17 Полецков Иван Нестерович
18 Полецков Михаил Прохорович
19 Сафонов Н.А.
20 Сафонов Николай Галактионович
21 Федулов Николай Петрович
22 Хабиров Магафур Загитович
23 Хасанов Талип Таипович
24 Шакиров Ибрагим Шакирович
25 Щелков Николай Илларионович
Список участников ВОВ, вернувшихся вернувшихся с Победой
1 Аристов Михаил Васильевич
2 Бардин Николай Исаевич
3 Вавилов Иван Иванович
4 Венедиктов Яков Гурьянович
5 Гаев Семен Егорович
6 Дятлов Иван Трофимович
7 Засов Николай Трофимович
8 Ильичёв Фёдор Моисеевич
9 Каретников Петр Иванович
10 Кокачев Александр Васильевич
11 Максимов Иван Ефимович
12 Стрелков Тимофей Александрович
13 Финаев Василий Давыдович
Статья Евгения Иванова «Как умирают деревни» в газете «Белорецкий рабочий» от 1 сентября 2023 года.
Стихотворение посвящено жителям деревни Комарово, автор Ольга Федорова (Тукан)
Как бы, жизнь, ты
Не была сурова,
По тебе скучаем,
Поселок Комарово!
Там куда ни взглянешь —
Чистые просторы,
Дивными казались
Голубые горы.
ДубЫ-исполины
С ветром говорили,
Желуди-сережки
Ребятне дарили.
Медуница с липою
Медом угощали,
Мы ходили сытыми,
Радость всем вещали.
А зимой морозной
На печных полатях
Бабушки молились
В домотканных платьях…
Но дома покосились
Да остожья торчат,
Мы туда по привычке
Возим в гости внучат.
Но они не резвятся,
Нет друзей и подруг.
И уехал на Север
Мой единственный друг:
На хорошей работе
Заработать деньжат,
Но он сердцем желает
Возвратиться назад.